Можем импортозаместить любое «железо»

Качканарский завод по ремонту горного оборудования АО «Металлист» на рынке с 1962 года. За это время на предприятии освоили практически всю номенклатуру запчастей к горно-шахтному оборудованию — это более 3 тысяч позиций. Тенденции рынка диктуют новые условия, и теперь на заводе ставят и успешно решают задачи по импортозамещению. Речь идёт в числе прочего и об особо сложных изделиях, за которые другие российские производители пока не готовы браться.

На стенде компании в рамках выставки «Уголь России и Майнинг» как раз можно было увидеть изделия, выполненные в рамках импортозамещения: чешские брони, зубья на иностранные экскаваторы, коронки, адаптеры, корпус для насоса WILO. Отдельно стоит отметить корпус для двигателя внутреннего сгорания, который раньше отливали только в Германии. Завод «Металлист» первым в России справился с подобной задачей. Секрет успеха — в современном импортном оборудовании, которое позволяет повторить любое изделие иностранного производства.

 «Линии у нас итальянские, печи немецкие, обрабатывающие центры голландские — всё это даёт нам возможность уходить в высокоточные сложные изделия, не сидеть на месте, осваивать новые технологии, внедрять в производство новейшие вещи.  Форму для этого двигателя мы делали на 3D-принтере и далее залили металлом, сваренным на немецких электродуговых печах. На других заводах стоят индукционные печи.

Они проще устроены, меньше стоят, и сама технология производства на них дешевле. Но если вам нужны качество и широкий диапазон возможностей, то это электродуговые печи. Сама технология сложная, но при этом вы можете сварить всё, что угодно. Например, для коронок используем очень интересную сталь с добавлением хрома, молибдена, ванадия и т. д. Мы её изготовили, отработали и теперь готовы запустить в серийное производство», — рассказывает коммерческий директор АО «Металлист» Виктор Жигалкин.

Корпус для импортного двигателя внутреннего сгорания — не единственный эксклюзивный заказ, который выполнил завод. Также можно отметить клапан, который изготовили для Оскольского завода. Задачу усложняли размер (2*2 метра) и конфигурация изделия. Однако все трудности были преодолены, и на данный момент клапан прошёл все гидродинамические испытания и попал в производство. Сейчас в работе ещё один сложный заказ на изготовление клапанов. Его разместил «Росатом».

За последние полтора года некоторые российские компании успели пожалеть о том, что в своё время закупили импортное оборудование. Однако эта история не про завод «Металлист».

«Мы сами можем отлить и механически обработать любое изделие, то есть импортозаместить себе любое нужное «железо». Есть вещи, которые мы сами не делаем, — та же электроника. Но сейчас уже появились российские аналоги, что-то привозим по параллельному импорту. Самые необходимые запчасти мы уже максимально заместили», — заверил Виктор Жигалкин.

Последнее время на российский рынок активно заходят китайские компании. Как правило, главное их преимущество — низкая цена. Впрочем, в АО «Металлист» не боятся конкуренции, ведь у завода есть преимущество по многим неценовым критериям.

«Мы предоставляем отсрочку платежа, гарантии качества и наработки. Если какое-то изделие выходит из строя, мы можем заменить его в течение одного дня. Также можем работать над изделием с технологическим надзором заказчика, когда его представитель приезжает на завод и контролирует процесс производства. Одно из наших главных конкурентных преимуществ — возможность держать консигнационный склад для заказчика. Так, чтобы он не переживал за сроки, а пришёл, как в магазин, показал на нужные вещи и получил «железо» со склада», — перечисляет Виктор Жигалкин.

Наконец, важный момент — это качество. На заводе «Металлист» исповедуют принцип «быть, а не казаться», тогда как некоторые производители из Поднебесной под красочной обёрткой пытаются скрыть изъяны продукции.

«Чем отличается российское изделие от китайского? Китайцы очень хорошо освоили шпаклёвку и покраску. Сам металл у них пористый, с раковинками, но они его шпаклюют, красят, и выглядит он изумительно. Мы никогда не прячем настоящий вид железа, потому что его качество настолько высокое, что нам не надо его красить и тем более шпаклевать. Мы красим лишь для того, чтобы заказчику привезти красивое и яркое изделие, но не для того, чтобы спрятать какие-то дефекты. С точки зрения защиты от коррозии покраска тоже не имеет смысла. Мы производим изделия горно-шахтного назначения. Тут один раз копнул, и всё — краски нет», — комментирует практику Виктор Жигалкин.

Руководство завода продолжает придерживаться курса на технологичное перевооружение. Сейчас в закупке находится 3D-принтер и линия плёночной формовки. Также в планах предприятия расширить номенклатуру продукции, причём с упором на машиностроение. Сейчас из-за санкций в этой отрасли очень высокий спрос. В качестве ключевых партнёров на заводе рассматривают «Росатом», «Ростех», РЖД.

 «Освоив 3-4 новых серьёзных направления, мы хотим дифференцировать риски и нарастить объёмы производства. Сейчас мы делаем порядка 800 тонн в месяц, наша задача к концу 2023 года выйти на цифру 1500 тонн. В целом возможности завода около 3000 тонн в месяц, и мы хотим их полностью задействовать с учётом внедрения новых линий до конца 2024 года», — рассказывает Виктор Жигалкин.

В заключение Виктор Жигалкин дал высокую оценку выставке «Уголь России и Майнинг».

«Так как мы поставляем на всю Россию, ездить на встречи — это, конечно, тяжеловато. А здесь мы переговорили со всеми, у кого возникают вопросы, собрали обратную связь. Так что выставка — это скорее встреча друзей-партнёров, чем презентация своих возможностей».

#металлисткачканар #аометаллист #угольроссииимайнинг2023

Оригинал материала на сайте журнала «Добывающая промышленность»