Выбирайте отечественное литье

Среди экспонентов выставки «Рудник. Урал — 2023» нам встречались как молодые, недавно вышедшие на рынок компании, так и давно известные в отрасли производители с более чем полувековым стажем. Среди них особо стоит отметить Качканарский завод по ремонту горного оборудования АО «Металлист», история которого началась ещё в 1962 году.

На сегодняшний день завод освоил весьма обширную номенклатуру запчастей для горно-шахтного и иного оборудования — более 3 тыс. позиций. Мощности предприятия позволяют отливать около 2,5 тыс. тонн изделий в месяц.

В этом году на выставке «Металлист» презентовал два корпуса магистрального клапана, изготовленных для атомной промышленности, и корпус насоса немецкой компании WILO из износостойкого чугуна. Кроме того, гостей стенда знакомили с ещё одним изделием — блоком цилиндров для двигателя внутреннего сгорания. Его отлили одной деталью в форме, «выращенной» на промышленном 3D-принтере. И это только малый спектр возможностей завода!

Коммерческий директор АО «Металлист» Виктор Жигалкин отметил, что развитие предприятия в последние два года идёт ускоренными темпами. Причины тому очевидны — курс на импортозамещение и нехватка оборудования и запчастей для ремонта импортных агрегатов, которая затронула все отрасли промышленности.

Видя текущую ситуацию на рынке, качканарский производитель решил расширить свои мощности: на заводе появились 3D-принтер для печати песчаных форм и дополнительная линия плёночной вакуумной формовки. При этом рост возможностей предприятия пока не совпадает с числом запросов, потому что китайские предложения активно теснят отечественное литьё.

Виктор Жигалкин, коммерческий директор АО «Металлист»: «Китайские производители выпускают более дешёвую, но порой менее качественную продукцию. И те, кто не считает наработку, не хотят видеть гарантию качества, покупают у них. Соответственно, российским литейщикам не хватает ответственных заказчиков, которые в первую очередь смотрят на качество изделий. Мы стараемся доносить до них, что лучше обратить своё внимание на гарантированно качественное железо, чем потом бороться с незапланированной остановкой производства из-за выхода оборудования из строя. При работе с китайскими компаниями можно столкнуться как с задержкой поставок, так и с проблемами при возврате брака. Российские же заводы в любое время можно посетить, проконтролировать какие-то процессы, договориться об изменении конструкции и прочем», — рассуждает о ситуации на рынке г-н Жигалкин.

Если забыть о ценовом факторе, заводу действительно есть что предложить и по каким параметрам выиграть в сравнении с литейщиками из Поднебесной. Во-первых, «Металлист» изготавливает детали по индивидуальным заказам клиентов, выполняя полный цикл работ — от разработки чертежа до готового изделия после мехобработки. Во-вторых, специалисты используют российскую сталь и не имеют проблем с поставкой сырья, у них нет риска срыва сроков поставки из-за длительной логистики. В-третьих, предприятие предоставляет возможность согласования консигнационного склада и отсрочки платежа. В-четвертых, возможность сопровождения заказчиком своих изделий на всех этапах изготовления.

У качканарского завода большой багаж знаний и реализованных проектов. Г-н Жигалкин рассказал, что раньше «Металлист» работал и с европейскими клиентами, но в прошлом году круг заказов, естественно, ограничился ближним зарубежьем. Сейчас продукцию завода используют не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане.

Среди последних необычных кейсов наш собеседник выделил поставку более 100 тонн ограждений для Биржевого моста в Санкт-Петербурге. Таким образом, качканарский завод освоил и художественное литьё. Другой пример — контракт с иностранным автомобилестроителем по разработке и поставке определённых комплектующих. В дальнейшем компания рассчитывает на новые сложные заказы готовых изделий и сборочных единиц.

Выставку «Рудник. Урал» команда «Металлиста» рассматривала как возможность найти свою целевую аудиторию и расширить число заказов. Мы спросили у специалистов, как укрепить интерес  и доверие потребителей к российскому литью.

«В России в целом не так много литейных предприятий, ориентированных на внешний рынок. Большинство заводов действует в составе холдингов и закрывает их потребности в литье. То есть мы даже не особо конкурируем между собой, а в основном пытаемся бороться с экспансией китайских производителей. Пока заказчики не поймут всех рисков работы с азиатскими поставщиками и не начнут поддерживать наши предприятия, мне кажется, ничего не изменится.

Хотелось бы получить поддержку и на государственном уровне, к примеру, как это делается для других отраслей. Речь о таких мерах, как увеличение пошлин на ввоз иностранных изделий, приоритет для российского поставщика при участии в закупках, учёт процента локализации.

Но мы не опускаем руки и двигаемся вперёд, обновляя оборудование и совершенствуя технологии. Наша цель — быть лучшим заводом в стране!», — резюмировал коммерческий директор АО «Металлист» Виктор Жигалкин.

Источник текста и фото: https://dprom.online/

#МеталлистКачканар #Литье #ЭкскаваторКомплектующие #импортозамещение